Ваш e-mail                   Ваш пароль
Школа №
1 2 3 4.....10......17
Выбрать
 
 
 
 

Футбол как явление в жизни 10-в класса



Самый знаменитый снимок, сделанный на "Леселидзе" в 10-м классе (1967 год.), здесь почти все наши парни, футболисты класса: стоят слева направо:Серёга Вохминов (Вохма), Сергей Лелеко (Коллего), Сергей Арустамов (Скобёл), Юра Дюков (Сурепа), Саша Онкин (Шпол), Лёня Янаки (Янака). Сидят, оттуда же: Мишка Анисимов (Анися), Саша Санин (Политико), Миша Куликов (Куля), Коля Григорьевский (Коля), Вова Егорычев (Кабасик), Валера Девятков (Уксус), Толя Морозов (Мороля). На снимке нет Румянцева (Рюмы) и кого-то ещё из класса. Бровкин, как человек новый и весьма массивный тогда, с нами не играл.

Произнесите слово «футбол». Какие ассоциации? Правильно: кто-то где-то пинает мяч. Сейчас уже и женщины даже. М-да…, все вы - не правы! Потому, что в нашем классе это слово было понятием, в котором подразумевалось очень многое: например, и сама игра - мы все любили играть в футбол самозабвенно, подолгу и везде, затем - это БОЛЕНИЕ за успехи СВОИХ любимых команд, о которых каждый знал буквально всё. Фамилии игроков и тренеров, голы забитые и пропущенные, результаты тех или иных игр и многое другое. В общем, это была наша РЕЛИГИЯ! 3 Утро после очередного тура чемпионата СССР по футболу начиналось с возгласов входящих в класс «победителей» и рыком обиженных «побеждённых». Тут сразу надо пояснить, конечно, кто и почему: « болели» за «свои» команды Высшей лиги страны; потому, что тогда в Крыму не было, пожалуй, команд какой-нибудь другой лиги, да и спортивно-футбольных изданий, кроме «Футбола» - еженедельника, ценившегося на вес золота, тогда не было. «Советский спорт» про крымский футбол, если он вообще был, конечно, не писал. Так что все мы, вполне «виртуально» как сейчас бы сказали, были болельщиками «своих» команд, которые видели только иногда по телевизору. Тут ещё одно пояснение: телевизоры были, мягко говоря, не у всех. Кажется в 9 классе - только у Арустамова; у него мы как- то ночами ( в 1966 году?) смотрели матчи сборной СССР на Чемпионате мира в Англии. Целая толпа, давясь своими эмоциями, помалкивала весь матч у экрана «Авроры», потом вываливалась из Серёгиной квартиры на улицу Тимирязева и давала «звук»… Родителям его, спавшим за стенкой в соседней комнате, мы абсолютно не мешали…

Потом кое у кого тоже появились эти чудо «ящики», но запомнилась Арустамова «Аврора»…Тайна деления команд между болельщиками нашего класса не разгадана: никто не может сказать почему, например, Серёга Арустамов был болельщиком «Торпедо» Москва, а Дюков Юра - ЦСКА, Валерка Девятков - Московского «Динамо», Толя Морозов - «Спартака» из того же города, а Егорычев Вовка - за Киевское «Динамо», Саня Перевай - за «Динамо» Тбилиси. Кое - какие пояснения есть относительно причин «боления» Коли Григорьевского за СКА Ростов- на- Дону: это была Родина его отца… Мне достался «Пахтакор» из Ташкента - крепкий «середняк» Высшей Союзной лиги, победить который дома почти никто не мог. Знал как и все остальные - всё о команде. Когда однажды по Центральному телевидению какой-то комментатор ПОСМЕЛ НАЗВАТЬ Берадора Абдураимова «АБДУРИМАНОВЫМ» (вот нехороший оказался !), пришлось писать туда ОПРОВЕРЖЕНИЕ! В общем, мы все были очень преданными болельщиками своих любимых команд. А они, как оказалось в последствии, об этом даже не подозревали - но нам от этого не было обидно; мы были БОЛЬНЫ. Думаю, что это была хорошая, нет - замечательная «болезнь», сохранившая наши души в этой околофутбольной чистоте, любви к этому прекрасному виду спорта, а если точнее - то СОЦИАЛЬНОМУ ЯВЛЕНИЮ современности, потому, что в него вовлечены миллионы людей.

На трибунах, полях и раздевалках, детско-юношеских спортшколах и просто, как в наши времена - во дворах. Правда, многие дети, молодёжь, нынче увлечены совсем другими «социальными явлениями», о которых я писать не буду, т.к. это не противонаркотическая «агитка», конечно. Но - жаль, что это прошло и вряд ли повторится. Скажу больше - наверное, и в те далёкие времена таких классов как наш было не много… Вот не скажу, правда, как на всё это смотрели наши девы: сколько уже лет иногда встречаешься со многими из них - спросить на эту тему как-то «язык не достаёт». Наверное, считали нас дураками - тогда же простые были оценки; или так или эдак! Эх, не правы они были, если так! Надо спросить, прямо в этом году. Например: «Эй, Людок Беседных - скажи, а как ты относилась к нашему футболу?» - ответ не знаю… Потом многие меняли пристрастия, некоторые - нет. Коля Григорьевский так и верен Ростову, но нет той мощной команды СКА, где играли такие «звёзды», как Еськов, Копаев и Понедельник… Я очень долго был верен своему «Пахтакору», и сейчас с симпатией отношусь к этому Узбекскому клубу. О его силе сейчас говорить уже не стоит, да и давно он за кордоном… Арустамов, переехав в Питер, стал болельщиком «Зенита», что вполне естественно.

Анализ пристрастий других ребят нашего класса оставим на потом, потому что есть смысл осветить нашу богатую игровую практику, которая началась, по некоторым оценкам, классе в восьмом, а закончилась аж в день… выпускного вечера! Но я лично этого, почему-то, не помню - не играл, что ли тогда, на «Динамо»… Вообще - играли на многих полянах в городе и за его пределами; часто - друг с другом, разделившись примерно пополам ( парней в классе было человек 16 или больше - надо будет точнее посчитать), иногда, усилиями некоторых из нас ( тоже почти уже тайна: не можем вспомнить организаторов таких встреч!) - с «гостями» откуда-то, с других улиц и районов Феодосии. Как правило, мы сами ездили « в гости», иногда получая по рожам… «Динамо», со своим знаменитым и тогда «земляным газоном», Чумка, с ныне давно застроенной какими-то спортивными снарядами каменистой площадкой, вдоль стены Генуэзской крепости расположенной, село Насыпное, где-то сверху, на поле, а так же на выезде из него, за поворотом налево в сторону Планерского ( там сейчас какое-то футбольное поле: при нас был простой пустырь). Было дело и где-то под Лысой горой даже, на какой-то покатой поляне… Всё это - ВЫЕЗДНЫЕ АРЕНЫ футбола нашего детства. Есть, интересно, сейчас такие классы в городе, которые вот так, сами, без каких-либо организаторов, тем более тренеров со стороны, может быть РОНО каких-нибудь, ездили бы городским автобусом чёрти куда чтобы поиграть, побиться за победу?…Ещё, для разнообразия и чтобы «не терять тонус», наверное, в классе на переменах устраивались «мини-матчи», особенно зимой, с использованием надувного шарика вместо мяча. Можно представить что это творилось у доски!!!

Ведь кое-кто хотел и пройти куда-нибудь, например наши девочки. Было трудно… Играли ногами и, естественно - головой. Вспоминается отличный, даже лучше сказать - ЗВУЧНЫЙ удар головой Саши Санина мимо этого шарика, как раз в самый торец нашей массивной, деревянной …доски. Она устояла, конечно: досталось большому и умному лбу Саши, носившего тогда причёску «Политика»… Саня выдавил из себя одно, очень скверное слово: «Вшивость!!!» … Грубиян он был, Сашка этот, ставший морским инженером и много сил потом положивший на строительство Новоталлинского морского порта. Поработал, оказывается, на благо суверенной Эстонии… В более тёплое время - нельзя не вспомнить, мы на переменах убегали во внутренний двор школы и там играли в футбол маленьким резиновым мячиком. Часто бывали блиц-турниры с другими классами, в которых мы, как правило ( как подсказывает товарищ Шеф из Москвы) побеждали. И успевали же!

И уж совсем изощрялись мы в разнообразии футбольном, когда ладошкой на столе или парте играли, опять же на переменах, в какую-то нашу разновидность настольного футбола. Не помню уже что именно там присутствовал за предмет, использовавшийся в качестве мячика… Но нам было и это тоже интересно; были даже, говорят, маленькие ворота с сеточкой. Совсем уже забыл об этом - хорошо, что есть кому вспомнить… И опять возвращается мысль, высказанная выше: что об этом всём думали наши девчонки, интересно?… Обязательно выясним в этом году! Потому, что лучше поздно, чем никогда. Хотя ответ нам, пожалуй, УЖЕ ЯСЕН…

А сейчас надо рассказать про нашу ГЛАВНУЮ АРЕНУ, где мы отдавались футболу постоянно, до изнеможения, зимой и летом, сами и с участием других «приближённых» пацанов, живших рядом с нами или знавших нас, в том числе, конечно, и из других школ. Это место называлось громко - «ЛЕСЕЛИДЗЕ», потому, что тогда это была самая известная в Союзе футбольная база на Кавказе, кажется сборной страны. На самом деле это был кочковатый пустырь, расположенный между вертолётной площадкой, которой давно не существует, и воинской частью, существующей и поныне. Чуть в стороне текла тогда и течёт теперь главная водная артерия города: река Байбуга. Поняли где это? Туда приходилось ездить на автобусе, номер которого уже не помню. Это место и сейчас там же, но - чудо, однако: там футбольное поле с … воротами и плохонькой разметкой. Видно, что на нём играют, хотя качество поляны за эти десятилетия не улучшилось, пожалуй. Вы заметили - эти места, и там, у поворота на Планерское, как по чьему-то приказу ФУТБОЛЬНОМУ, стали полями … после наших на них «футбольных подвигов»! Может такое быть случайно, как вы думаете? А ещё рядом с нашей «базой» «ЛЕСЕЛИДЗЕ», за Байбугой, теперь находится прекрасный стадиончик с настоящей, замечательной базой… Для кого, интересно? В городе, как и раньше , нет команды мастеров - в таком благодатном месте - и нет. Жаль! Работают детские тренеры - для чего? Но это - к слову, конечно. Просто созвучно нашей Тюменской ситуации…

Воротами были наши портфели. Форма - это громко сказано, но некоторые стремились, старались одеться и… обуться. Я, например, был коллекционером марок. Много было прекрасных экземпляров, даже из Лаоса. Всё продал и купил… бутсы! Был единственным в классе обладателем такого богатства. Класса в игре, конечно, мне это обстоятельство не добавило, но зато ФАКТ!!! В целом, мастеров футбола в нашем классе не наблюдалось: это только кажется, что удачно пинать мяч - это просто, весело и учиться этому не надо. Всё это - сказки, зато у нас присутствовало огромное желание играть, значительное самомнение и немного самостоятельно приобретённых навыков. И всё. Конечно, у целого ряда из нас были свои таланты: кто-то что-то мог делать лучше других, и это были козыри. У Миши Анисимова - я уже где-то написал - было трудно отобрать мяч: упорный был, хороший дриблёр, «водила», короче. Голы забивал классные, заводя мяч в ворота, хотя со скоростью были не лады. Это - «Анися». Юра Дюков - не доучился с нами, уехав в Москву с родителями уже в 10-м, кажется, но наш человек всё равно - был великий «водила», обладал хорошей техникой и неплохой, по-моему, скоростью. Голеадор был тоже. Звался в классе «Суреповым» или просто: «Сурепа». Почему «Дюка» меньше, чем «Сурепа» ответить уже не могу.

Саша Санин, умевший играть головой, был поэтому очень опасен, поскольку к удару всегда основательно готовился, и потом опаздывал сильно. Поэтому я и назвал его ласково, футболистом «сенбернарного» типа, хотя раньше бы это мне в голову не пришло. Играл в защите и стоял прямо-таки «насмерть»! Потому такие «водилы» его легко могли обойти. Но уж если он зацеплялся., то всё!!! Атака захлёбывалась! Это был «Политико», опасный своей тяжёлой головой… Такой же, «труднопроходимый» защитник, был и Саша Перевай, называвшийся «Шефом». Стоял жёстко. Иногда даже черезмерно, почему его и обходили некоторые, наиболее техничные из нас. Но если натыкались - то всё, конец атаке! Я буду скромен, по возможности. Кроме скорости, описанной ранее в сюжете про лёгкую атлетику, я ничем особым не блистал. Играл в полузащите, пытаясь компенсировать, как и другие, недостаток техники настойчивостью. Думал, что бутсы помогут играть лучше. Заблуждался. Поскольку уделял внимание форме, любил что-нибудь изобретать. Например, изобрёл себе футболку КАК БЫ Будапештского «Ференцвароша», за которого тоже болел. Много позже узнал, что полосы на футболке должны были быть ЗЕЛЁНЫМИ, а у меня были КРАСНЫЕ… Но ничего - игралось с удовольствием, и даже была самодельная эмблема этого клуба! Была и ЯКО БЫ футболка сборной Венгрии красного цвета, и тоже - с гербом. «Кликухи» мои, почему-то, со временем менялись - опять же кем - понятия уже не имею. Припоминаю, что был когда-то «Лекарем», потом стал «Коллегой», кем и остаюсь до сих пор. Но, как я уже где-то сообщил, для некоторых товарищей я ещё и «Силезер»; но это чисто пляжный вариант… В общем, как кто мог и хотел, так тот и одевался. Была полная демократия в этом вопросе, поскольку не было даже подобия фигуры типа тренера или просто - начальника… Нормально!!!

Вратари - особая каста: Миша Куликов, мало сведущий в обводке, охотно выполнял эти функции. Какая «кликуха»-то была? «Куля», кажется. Коля Григорьевский, поскольку вращался в спортивных кругах по части фехтования, любил давать указания больше всех, что вызывало противодействие со стороны большинства из нас, «суверенных», как теперь бы сказали. Но, наверное, у нас были бы какие-нибудь спортивные успехи, если бы мы кого-нибудь, а хоть и Кольку, слушались бы. Не понимали тогда, что футбол всё же игра коллективная, а значит руководство командой просто необходимо. Что ж, теперь мне, по крайней мере, это понятно. Но ведь факт-то в другом: мы играли практически ВСЕ в классе, кто как мог, и в этом, наверное, и есть самый главный плюс нашей команды. Но я опять - отвлёкся: Коля был наш главный кипер, именно он , достаточно надёжно, защищал наши ворота в выездных играх. У него были навыки и вполне серьёзный талант, который он развивал и когда поступил в Питерский Кораблестроительный: там играл за факультет и институт. Этого спортсмена звали, в основном, «Коля», потом некоторые, уже после школы, звали и зовут мужика «Григорезером». Но это уже чисто пляжная история, та же, что и с «Силезером», между прочим… Иногда ворота одной из наших команд доверялись Мише Кузнецову, хорошо себя показавшему на первых школьных КВНах в качестве «маленького лебедя» из соответствующего балета.

Мишка был хороший парень, прибывший к нам гораздо позже всех по причине перевода отца в Феодосию по военно-морской службе, и стал, думаю, хорошим адмиралом; но тогда был просто «Кошачий». Арустамов Сергей - полный и просто круглый отличник, никогда от всех не отстававший в первых опытах с выпивкой… Обладал мощным ударом с левой ноги. Не особенно «водясь», был очень опасным форвардом именно из-за своего удара: если попадал - считай хана вратарю, поскольку мяч брать в руки, особенно с навыками обоих Мишек, не стоило… Назывался «Скоблик» или просто - «Скобёл». М-да… Вот на нас смотрит элегантный дриблёр, не обладавший, правда, «физикой», но умевший «водиться». Скорости у него тоже не было, но игрок был ценный - это Валера Девятков, конечно! «Мистер Уксус», в общем… Примерно такими же качествами обладали Юра Груздев («Груздь»), Лёнька Янаки («Янака», что-ли?), а так же Володя Егорычев ( «Кабасик», вроде), Толя Морозов («Мороля»), классно игравший головой, неплохой «водила» Серёжа Вохминов («Вохма»), Саня Онкин («Шпол»), умевший многое на поле и обладавший, по-моему, замечательными качествами распасовщика… В памяти некоторые участники наших футбольных «баталий», конечно, теряются уже. Вот Румянцев, он же «Рюма»: ёлыпалы, как же тебя звали, друг ты мой любезный?! Это потому, что с ним, как и с некоторыми другими ребятами, судьба после школы так и не сводила… Это плохо - нельзя всё это и никого забывать, и тех пришельцев, «приближённых» к нам - тоже, ведь ребята тоже вошли в нашу историю. Кстати, некоторые и не забыты вовсе: Табанаков, Вова Кветный, Шурик Огульков, Мельник (тоже будущий мариман ВМФ), Яловой - то ли Саня то ли Вовка, из параллельного класса какого-то… Тут были и младшие ребята, и сверстники - все, кто разделял наши страсти и футбольные наклонности…

Прошло очень много лет, многие перестали быть «ярыми» болельщиками - просто смотрят телевизор, занятые повседневными проблемами. Как я уже сообщил - никто не стал ни футболистом ни тренером. Но то, что в наших душах поселилось тогда, в далёком детстве, то, что трудно назвать одним каким-то словом, конечно же, при нас осталось навсегда. Уверен: сейчас соберёмся ЕСЛИ, и возникнет клич - «НА ФУТБОЛ!»



 
 
 
 
 
сайт разработан в студии WEB-KAFA    
  Rambler